Поиск
Главная страницы E-Mail Карта сайта
Вход
для пользователей




// spain-russia.edu.ru / об Испании / Культура / по-русски lengua española lengua española
Почтовая рассылка    
 
 
 

Партнерские университеты    
 
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики
 
 
Календарь новостей    
 
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
 
 


Культура

Версия для печати

Пещера Альтамира (в Кантабрии) и ее наскальные рисунки, созданные около 15.000 лет назад, являются наиболее примечательным примером из многочисленного собрания археологических находок в земле и в пещерах. Башни, алтари и усыпальницы периода бронзового века сохранились на Менорке и в некоторых местностях Кастилии и на востоке, где мы встречаем первые образцы иберийского искусства железного века (Торос де Гисандо, Дама де Эльче). Финикийцы, переплывшие Средиземное море, создали колонии и оставили следы своей культуры на побережье Андалусии (Адра, Кадис), на восточном берегу (Картахена) и в Ибисе. Греки также основали свои колонии в различных пунктах восточного побережья и на юге (Ампуриес, Росес), но все же самый большой вклад внесла римская цивилизация после того, как Пиренейский полуостров был завоеван Римом в 218 году до н.э.

 Романизация была столь глубокой, что Испании доводилось давать Риму и императоров, и видных представителей интеллигенции, и полководцев, получая взамен крупные образцы инфраструктуры и гражданского строительства (мощеные дороги, шахты, каменоломни, водопроводы, мосты). Римляне создали также многочисленные города (Таррагона, Барселона, Мерида), где до сих пор сохранились их постройки (общественные бани, купальни, театры, цирки). Сохранились также руины римских построек в Куэнке, Сории, Севилье и Малаге. Музеи Мериды и Таррагоны обладают весьма богатыми фондами экспонатов и образцов периода романизации. Северные народы, захватившие Рим и покончившие с Римской империей, создали на территории Испании плодовитую культуру; например, вестготы, которые сделали Толедо своей столицей и основным центром распространения своего влияния.

Средневековье - период слияния культур. Проникновение арабов в 711 г. и пребывание их на полуострове в течение восьми веков способствовало созданию полной блеска цивилизации, проложившей превосходный мост между Востоком и Западом. След Ислама оказался таким глубоким, что проник даже в христианский стиль, благодаря чему сформировались два новых стиля: мосарабский - в среде христианских меньшинств и мудехар - в среде арабских меньшинств. Еврейское сообщество дало развитие третьей культуре периода слияния культур на земле Испании, который длился несколько веков. Эта культура близка, по своим художественным формам, к исламу. Еврейские кварталы, ритуальные бани и синагоги (Трансито и Санта Мария ла Бланка в Толедо, а также в Кордове) оставили свой отпечаток на рельефе того времени.


Христианская культура способствовала возникновению романского искусства на всем протяжении Пути Сантьяго (Сан Мартин де Фромиста, Сан Исидоро де Леон, собор Сантьяго-де- Компостела), а в дальнейшем -эволюции этого искусства под византийским влиянием (Самора) и французским влиянием (Каталония). Замки и монастыри служат выражением этой эпохи, которая в период строительства кафедральных соборов достигла вершин своей эстетической славы. XIII и XIV века отмечены преобладанием готического стиля, что можно видеть в наиболее ярких образцах религиозных сооружений, воздвигнутых в Бургосе, Толедо, Леоне, Пальме и Хироне. В XV веке, в расцвет готики, были созданы столь значительные творения архитектуры как собор в Севилье, королевские больницы в Сантьяго, Гранаде и Толедо, монастырь Сан Хуан де лос Рейес (Толедо) и дворец инфантов (Гуадалахара). Исламское искусство достигло своего расцвета в Х веке, в период халифата. Его наиболее выразительными памятниками являются мечеть в Кордове и дворцовый город Медина Асахара, вблизи Кордовы. В период после развала Кордовского халифата (XI век) были построены цитадель в Малаге и замок Альхаферия в Сарагосе. При последующем правлении альмохадов были построены башни Хиральда и Торре дель Оро в Севилье.

 Искусство периода правления династии назаринов в маленьком королевстве Гранада оставило красивейшие образцы орнаментального вкуса XIV и XV веков, кульминацией которого является комплекс Аламбра в Гранаде и сады в Хенералифе.

Открытие Америки (Архив Индий в Севилье) и возрождение гуманизма, вдохновившее на создание декоративного стиля платереско, позволили воздвигнуть в XVI веке великолепные образцы творений, как например, фасад университета в Саламанке, собор и дворец Карла V в Гранаде и монастырь Сан Лоренцо в Эскуриале, выдержанный в духе сурового стиля архитектора Хуана де Эррера. Такие художники как Моралес и Эль Греко и скульптор Берругете стали предвестниками периода, известного как испанский Золотой Век (XVII в.), когда свой вклад в мировую культуру внесли скульпторы, создававшие образы святых (Грегорио Эрнандес, Мартинес Монтаньес, Франсиско Сальсильо) и художники (Диего Веласкес, Зурбаран, Ривера, Мурильо). Возвышение барокко выразилось и в колониальном искусстве на американском континенте (Мексика, Куско, Лима, Гавана), а в Испании были воздвигнуты великолепные шедевры, как, например, королевские дворцы в Ла Гранхе, Аранхуэсе или Мадриде.

Возврат к неоклассицизму оставил нам такие творения, как Музей Прадо в Мадриде, и ознаменовался появлением гениального художника Франсиско де Гойя - подлинного предвестника современной живописи. Эклектицизм стилей XIX века черпал вдохновение в романтизме, что проявлялось в исторической и костумбристской тематике (Бенльиур, Соролья); а возникновение модернизма в последние годы прошлого столетия связано с обновлением, внесенным гениальной рукой каталонца Антонио Гауди (собор Саграда Фамилиа, парк Гуэль в Барселоне). Художественный авангард нашего века нашел своего всемирно известного гения в лице Пабло Руиса Пикассо, родом из Малаги, а Сальвадор Дали и Жоан Миро стали ключевыми фигурами в сюрреализме и абстракционизме. В последние десятилетия вклад Испании в мировое искусство внесли руки выдающихся архитекторов (Серт, Бофиль, Калатрава), художников и скульпторов (Тапиес, АнтониоЛопес, Барсело, Чильида), которые выразили себя в творениях, исполненных огромной авторской индивидуальности.

Литература Испании - одно из самых ярких явлений мировой художественной культуры.Самым известным литературным произведением, описывающим реконкисту, является созданная неизвестным автором эпическая поэма "Песнь о моем Сиде" (около 1140 г.), рассказывающая о подвигах Родриго Диаса де Бивара, более известного как Сид (от арабского "сиди") - Повелитель.  Тирсо де Молина создал в литературе образ Дон Жуана. Таким же бессмертным стал рыцарь Печального образа Дон Кихот Ламанческий Мигеля де Сервантеса.

В конце XIX века разочаровавшееся в политике "поколение 98-го" встало перед задачей духовного обновления Испании. К этому движению примкнули Мигель де Унамуно и Рамон Мария дель Валье-Инклан. В 1927 г. сформировалась группа молодых авангардистов, вошедших в историю литературы как "Группа 27-го". Её самым знаменитым членом был поэт и драматург Федерико Гарсия Лорка; цикл стихотворений "Цыганские романсеро" и драмы "Иерма" и "Кровавая свадьба" тесными узами связаны с его родной Андалусией. Гарсия Лорка был убит около Гранады франкистами.

В 1989 г. Нобелевскую премию получил Камило Хосе Села, роман которого "Улей" (1943) переведен на русский язык. Роман "Особые приметы" Хуана Гойтисоло, который возглавил поколение испанских писателей 50-х гг., как и все его произведения, имеет четкую общественную позицию. Один из самых значительных писателей Мигель Делибес, его знаменитый роман "Святые безгрешные" (1981) также переведен на русский язык. Широко популярны сегодня Кармен Мартин Гаите (род. 1925 г.; литературная премия Испании 1994 г.) и Мануэль Васкес Монтальбан (род. 1939 г.; литературная премия 1995 г.). Его роман "Одиночество менеджера", герой которого частный детектив Пепе Корвальо, известен и за пределами Испании.

Музыка Испании. Расцвет испанской музыкальной культуры, особенно в жанре церковной музыки, начался в 16 веке. Ведущими композиторами той эпохи были мастер вокальной полифонии Кристобаль де Моралес (1500–1553), его ученик Томас Луис де Виктория (ок. 1548–1611), прозванный «испанским Палестриной», а также Антонио де Кабесон (1510–1566), прославившийся сочинениями для клавесина и органа. В 19 веке после длительной эпохи застоя инициатором возрождения национальной музыкальной культуры стал Фелипе Педрель (1841–1922), основоположник новой испанской композиторской школы и создатель современного испанского музыковедения.

В конце 19 – начале 20 века испанская музыка получает европейскую известность благодаря таким композиторам, как Энрике Гранадос (1867–1916), Исаак Альбенис (1860–1909) и Мануэль де Фалья (1876–1946). Современная Испания дала таких всемирно известных оперных певцов, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монтсеррат Кабалье.

Киноискусство Испании. В кино Испания имеет давние традиции. Луис Бунюэль шокировал публику в 20-е годы такими сюрреалистическими фильмами, как "Андалусский пес"; вплоть до 80-х гг. он продолжал клеймить буржуазное лицемерие, например, в картине "Скромное очарование буржуазии".
Выдающиеся режиссеры современного кино Карлос Саура ("Кармен") и Педро Альмодовар Фернандо Труэва Хулио Медель в послефранкистский период способствовали упрочению мировой славы испанского кинематографа.

Живопись Испании оставила заметный след в мировой истории изобразительного искусства. Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1541-1614). Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо.

Золотой век испанской живописи представлен именами Хосе де Риберы, Франсиско Сурбарана, Б. Э. Мурильо и Д. Веласкеса, который уже в молодые годы стал придворным художником Филиппа IV; его знаменитые картины "Лас Менинас" или "Фрейлины", "Сдача Бреды", "Пряхи" и портреты королевских шутов находятся в мадридском музее Прадо.

Политические и социальные потрясения XVIII и XIX вв. отразились в творчестве Франсиско Гойи, например, его "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", а также серия "Бедствия войны". Вызывающие страх "черные картины", созданные незадолго до смерти мастера, - не только выражение его собственного отчаяния, но и свидетельство политического хаоса того времени.

Период 18-19 веков в целом охарактеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а возрождение великой испанской традиции происходит в первой половине 20 века. Новые пути в мировом искусстве проложили - зачинатель и яркий представитель сюрреализма в живописи Сальвадор Дали (1904-1989), один из основоположников кубизма Хуан Грис (1887-1921), абстракционист Хуан Миро (1893-1983) и Пабло Пикассо (1881-1973), внесший вклад в развитие нескольких направлений современного искусства.

 

Наскальные рисунки пещеры Альтамира (в Кантабрии)

Кафедральный собор в Севилье, 16 век

Дворцовый город Медина Асахара

 Аламбра, Гранада

Ла Гранха - загородная резиденция короля Филиппа V, 17 век

Музей Прадо в Мадриде, 19 век

парк Гуэль в Барселоне

Д. Веласкес, Лас Менинас

Д. Веласкес, Сдача Бреды

 

  Rambler's Top100
Copyright 2007-2013, ИСС МП. Все права защищены.
По вопросам использования информации пишите rosobr@informika.ru